среда, 3 октября 2012 г.

МЕТРОПОЛИТЕН. Как ориентироваться в метро?

Мне было, наверное, года 2-2,5, когда я последний раз сталкивалась с этим "чудом" цивилизации. Было это в Ташкенте... Оооочень давно.
Но помню, что мне это очень нравилось-как меня мама таскала за руку по этим громадным лабиринтам, через переходы, и как в итоге мы оказывались на поверхности совсем в другой местности, а не куда спускались...
Это было в детстве. Выросла я вдали от метро и только по практически стертой памяти и отрывкам из фильмов могу себе представить что это такое. 
Многие бояться и не понимают, как можно впервые сориентироваться в этом оргомном, запутанном подземном царстве.  Мой пост ориентирован на помощь гостям Российской столицы. Давайте разберемся вместе: как вести себя в метро и удачно добраться до необходимого пункта.

Стоимость проезда

Магнитные билеты с лимитом поездок (по информации на 1.01.2010 г.)
  • Не более 1 поездки 26 руб.
  • Не более 2 поездок 52 руб.
  • На провоз не более 1 места багажа 26 руб.
  • Не более 1 поездки и провоз 1 места багажа 52 руб.
  • Не более 5 поездок 125 руб.
  • Не более 10 поездок 240 руб.
  • Не более 20 поездок 460 руб.
  • Не более 60 поездок 1080 руб.
  • Проездной билет (не более 70 поездок) 1070 руб.
  • Единый билет на 4 вида транспорта, с количеством поездок на метрополитене не более 70 2140 руб.

Легкое метро

Линии «легкого» метро проходят, как правило, на поверхности или по эстакаде. Пропускная способность на этих линиях составляет в среднем 25 тыс. пассажиров в час (в обычном метро — 50—70 тыс. человек).
Первой линией легкого метро стала Бутовская линия (открыта в декабре 2003 г.). На пусковом участке линии построено пять станций: «Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея».

Все металлические конструкции линии одинаковы по цветовому решению — серебристо-зеленого оттенка. На эстакадных станциях в дополнение к эскалаторам предусмотрены лифтовые подъемники. На станции «Улица Скобелевская» лифтовая шахта установлена в центре платформы, на остальных — в торце, противоположном эскалаторному наклону, рядом с аварийными лестницами.

Монорельс

Планы строительства линии монорельса в Москве были разработаны еще в 60-х годах ХХ века. Это должна была быть ветка от станции метро «Автозаводская» в район Коломенского. Однако впоследствии здесь была построена линия обычного метро. Вновь московское правительство обратилось к этой идее в конце 90-х гг. В 2004 г. монорельс был построен и принял первых пассажиров сначала в качестве экскурсионного поезда. С 2008 г. монорельс перешел на транспортный режим и на новый график: поезда ходят с 7.00 до 23.00 (интервал 8,5 мин.), увеличено количество составов, стоимость поездки — 19 руб., действуют те же льготы, что и на других видах общественного транспорта.
В настоящий момент линия монорельса включает шесть станций и соединяет две линии метро, позволяя быстро добраться от станции «Тимирязевская» (серая линия) до станции «ВДНХ» (оранжевая линия). Расстояния между станциями монорельсовой дороги — чуть меньше километра.
Станции монорельса:
«Тимирязевская». Конечная станция, расположена рядом со ст. м. «Тимирязевская». Одна островная платформа.«Улица Милашенкова». Станция с островной платформой.
«Телецентр». Станция расположена между главным входом в Телецентр и Останкинским прудом и имеет островную платформу. Подъем и спуск пассажиров осуществляется с помощью 3 эскалаторов малого подъема (без балюстрад).«Улица Академика Королева». Станция расположена на одноименной улице, вместо одной островной имеет 2 боковые платформы.«Выставочный центр». Станция расположена между станцией «ВДНХ» и главным входом ВВЦ. От станции «Выставочный центр» линия тянется вдоль трамвайных путей, затем выходит к Северному входу ВВЦ.

«Улица Сергея Эйзенштейна». Конечная станция находится непосредственно перед входом на ВВЦ.

Легкое метро и монорельсовые маршруты будут развиваться, поскольку эти два вида транспорта сегодня пользуются популярностью у москвичей и гостей столицы.

КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МОСКОВСКОМ МЕТРО


Метро работает с 5:30-6 (начало на конечных станциях раньше, на центральных - чуть позже), переходы между станциями заканчиваются в 1 ночи.
Прежде чем куда-либо отправиться на метро, необходимо знать станции вашего отправления и прибытия. Найдите их на схеме метрополитена. Интерактивная схема метрополитена поможет рассчитать примерное время в пути и предложит варианты пересадок в случае, когда это необходимо.
Около каждой станции метро (как и внутри) - есть несколько "развалов" с газетами, журналами, книгами. Там обязательно продаются карты метро (5-10-20 руб.). Если есть выбор - берите маленькую, карманную карту. Еще лучше - две, потому что они иногда теряются, причем в самый неподходящий момент.
Такая же карта есть в вагонах, на стене рядом с выходом. Несколько по-иному, линейно, расписываются станции метро с пересадочными станциями той линии, на которой вы находитесь - напротив платформы, через пути на стене. Но для этого уже нужно чуточку ориентироваться в карте. Поэтому покупаем стандартную схему, или распечатываем на ЦВЕТНОМ принтере одну из тех, что я расположила ниже (можно на черно-белом, только потом сверху линии фломастерами младшей сестры размулевать, стараясь не слишком отклоняться в оттенках от оригинала), - и идем в кассу покупать билет. Это будет карточка тонкого картона с магнитной полосой. Билет есть одно-двух разовый, есть на 10 поездок, на 20, на 60, на 70, использовать билеты нужно в течение месяца после первого проезда, на обратной стороне билета после каждого прохода печатается количество оставшихся поездок. 

Рассматриваем схему

(*лично мне нравится пользоваться Яндекс. Метро)
Для самых точных: компьютерная программа "Метро" - всего 70 Kb, очень простенькая, но эффективная. Показывает все варианты маршрутов из одной точки в другую и время в пути рассчитывает с учетом и пересадок и ожидания поездов. Минус - программа старенькая (1993 г.), некоторых новых станций нет (например, Алтуфьево, ул. Академика Янгеля, Аннино и Бульвар Дмитрия Донского на серой ветке и полностью отсутствует Люблинская линия). Начальную станцию указываете левой кнопкой мыши, конечную - правой. Выход из программы - клавиша "Esc". 
Спасибо за программу Сергею Scout Кащавцеву, редактору журналов "Компьютерра" и "Домашний Компьютер".
Карта классическая - безо всякой посторонней информации.
Разноцветные линии - это линии метро. Их называют по цветам - красная, например, или зеленая, или по названиям - соответственно "сокольническая" либо "замоскворецкая". Есть еще и номера - так же соответственно 1-я или 2-я (но номерами в разговорах не пользуются). По цветам в устных разговорах между собой называют чаще всего - это удобно, наглядно и всем понятно. Москвичи, как и те, кто живет здесь достаточно долго - могут пользоваться официальными названиями - "Вы по "сокольнической" едете до "Охотного ряда", переходите на "Театральную" и по "замоскворецкой" до "Домодедовской". Это звучит солиднее, чем просто цвета. Но никакой нужды учить названия веток у вас (как у прОезжего) нет.
Кружочки - это станции. 2-4 кружочка, находящихся рядом и взятые в один общий контур - сообщающиеся между собой станции пересадок, т.е. с одной можно перейти на другую ножками не выходя из метро (переход может занять половину минуты, а с "Охотного ряда" на "Театральную", например - так и 3-5 минут топать). Один из самых сложных переходов - там, где пересекаются 4 станции - Библиотека им. Ленина и остальные. Вот там во все глаза нужно глядеть - с каких-то станций на соседние попасть просто, а на какие-то можно перейти только через промежуточную станцию. Ну а самые непростые - Китай-Город, Третьяковская и Каширская. Там с двух сторон одной платформы бегают поезда разных линий. Т.е.если обычно, проспав свою станцию, вы просто выходите на следующей, пересекаете платформу и садитесь на поезд в обратном направлении (и возвращаетесь назад по этой же линии), то на этих оригинальных станциях, чтобы вернуться назад - ориентируясь по указателям, переходим НА СОСЕДНЮЮ станцию! Непонятно, да? Понятно станет, когда вы туда попадете и побегаете с полчаса по переходам. По крайней мере, вы будете готовы к этому сюрпризу, а то у меня в той ситуации было впечатление, что голова перестала со мной дружить...
Будьте внимательны с тем, что, например, обе станции на пересечении оранжевой и кольцевой (круглой такой) веток на юге называются одинаково - "Октябрьская". Т.е. "Октябрьская" есть кольцевая и радиальная (последнее - это от радиуса, в данном случае радиальной является калужско-рижская ветка). А вот на соединяющихся соседних станциях - кольцевая называется "Добрынинская", а радиальная (здесь ею становится серая, серпуховско-темирязевсткая), называется "Серпуховс-кая".

Скорость поездов метро - до 90 км./ч.
Расстояния между станциями в центре - примерно 1-3 минуты езды. За кольцевой веткой расстояния резко увеличиваются, там и 5 и 7 минут, и дольше поезд может ехать от одной до другой (а то, что за кольцевой станции нарисованы одна за другой - сделано в целях экономии места).

Например, от "Домодедовской" до "Театральной" вы будете ехать 30-35 минут.

Линии метрополитена

Если обе станции расположены на одной ветке (линии одного цвета), значит, вы едете без пересадок. В противном случае, надо определить, на каких станциях вы будете делать переход. Для пересадки можно воспользоваться станцией, в которой пересекаются две ветки, или станциями кольцевой линии. Продумайте свой маршрут заранее, если вы знаете, на какую станцию должны попасть, то, в случае затруднения, попросите помощи у дежурных по станции или простых прохожих. Носите с собой схему метро.

Стойка экстренной связи

Для удобства пассажиров на каждой платформе установлен специальный электронный терминал красно-синего цвета. На терминале есть 2 кнопки, одна из них «SOS», для вызова экстренной помощи, другая «Help», нажав на которую вы сможете получить консультацию по пользованию московским метрополитеном.

Вход и выход из метрополитена

Вход с улицы на станцию, как и выход на улицу осуществляется через стеклянные вестибюльные двери. При входе в метро первое, что необходимо сделать - купить проездной билет. Приобрести его можно в кассах метрополитена или в специальных электронных терминалах, установленных практически на каждой станции. Проездной билет приобретается минимум на одну поездку. Можно купить билет на две, пять, десять и более поездок, чем больше поездок вы приобретаете сразу, тем дешевле цена за одну. Но, стоит помнить, что карты имеют ограниченный срок действия, так карты на 1-2 поездки действуют 5 дней, включая день продажи, а карты на 5, 10, 20 и 60 поездок – 45 дней.
Сайт ММ (Московского Метрополитена)

Проход на платформу через турникеты

После приобретения проездного билета (небольшая карточка со встроенным магнитным модулем) направляйтесь к турникетам. Для прохода через турникет прислоните проездной билет к желтому кругу. На небольшом электронном табло высветиться количество оставшихся поездок, табло загорится зеленым цветом, а красное погаснет. Турникет откроется, можно проходить на платформу. Если, после того как вы прислонили свой проездной билет к желтому кругу на турникете, вы услышали звуковой сигнал, это означает, что срок действия проездного билета истек, количество поездок закончилось или карточка не сработала по какой-либо причине. Если вы уверены, что с вашим проездным билетом все в порядке, не отходите от турникета, а просто приложите его к турникету еще раз или обратитесь за помощью к дежурному.

Станции метрополитена

Станции метро можно разделить на два основных типа: обычные и пересадочные. Станции без пересадок на другие линии имеют одну платформу. Доехав до своей станции, вы выходите в город. Существуют также пересадочные станции, имеющие переходы, с помощью которых можно перемещаться с одной линии на другую. Чтобы совершить переход, обратите внимание на указатели, висящие над входом на эскалатор или лестницу. Указатель будет содержать название станции, написанное на полосе, цвет которой соответствует цвету ветви метро. Также на этом указателе находятся названия станций, которые расположены на этой ветви метро.

Виды указателей в метрополитене

На всех платформах станций метрополитена есть несколько видов указателей:
- выход в город,
- переход на станцию,
- к поездам до станций,
- нет прохода,
- посадки нет.


Все эти указатели не обязательно являются отдельными. Например, информация о выходе в город и указатель перехода на другую линию может размещаться на одном табло. 

Чтобы сориентироваться, достаточно прочитать текст на указателях. Стрелками указано направление пути. Если необходимо выйти из метро, то ищите указатель с надписью «выход в город». На отдельных указателях «Выход в город» перечислены улицы или крупные достопримечательности города, которые находятся в непосредственной близости от выхода со станции метро.

Кроме этого, на всех платформах есть настенные указатели. На настенных указателях нанесены названия станций в соответствии с цветом линии метрополитена и направлением, в котором следует поезд по данному пути, а также станции, где можно сделать пересадку. Пересадочные станции на настенных указателях – это небольшая табличка, она располагается ниже основного указателя, на ней также содержится информация о названии станции, на которую может быть осуществлена пересадка, цвет линии метро, а также станции этой линии метро.
Источники:

4 комментария:

  1. Спасибо за подробный обзор,ответили на все интересующие меня вопросы,прочла все,было интересно)))

    ОтветитьУдалить
  2. Совсем забросила блог...( Но рада, что он ещё кому-то помогает! Метрополитен постоянно эволюционирует, но в целом все также... И вообще все просто и на инстинктивном уровне, можно быстро освоиться)

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо=) красиво написано все понятно=))

    ОтветитьУдалить